Анна Доронина о Elbrus Mountain Ultra. ЧАСТЬ 1

Elbrus Mountain Ultra, 6 августа 2016

История, рассказанная три месяца спустя

ЧАСТЬ 1

Холодный дождь нервно теребил капюшон, град барабанил то по голове, то по спине, намекая, что сейчас не время расслабляться и постепенно приводил в чувства. Тем временем ливень, заставший врасплох, охлаждал пыл – вода проникала в рукава непромокаемой куртки, доводя от холода до дрожи. Оставленные позади тридцать девять километров с набором в четыре тысячи метров – не вся дистанция, и сейчас, при попытке спрятаться от непогоды за камнем, наступило время вспомнить всё и набраться сил для финишного рывка длиной в двадцать безумно долгих километров.

Регистрация на забег Elbrus Mountain Ultra была пройдена ещё в апреле. Радости не было границ. Но немного остыв, взвесив все за и против, поняла – одной мне не справиться. Какими бы огненными ни были пробежки с No Tag Runners или с беговым клубом Nike, что должен был вот-вот открыться к новому сезону, требовался другой подход, необходимо было полное погружение в специфику горного бега и даже выше – скайраннинга. Поэтому, выслушав экспертное мнение знающих друзей, тут же написала Екатерине и Дмитрию Митяевым руководителям Trail Running School. Мне ответила Катя, после разговора по душам и полной обрисовки крайне невыгодной в плане подготовки к забегу ситуации, чемпионка дала добро, и мы начали тренировки.

Позволю себе отступление: сейчас, спустя шесть месяцев совместной работы, хочу сказать огромное спасибо Кате. Понимая абсурдность ситуации – подготовить в экспресс-режиме к скайраннинговой ультра человека, без какого-либо опыта в этой дисциплине и проползшего свой первый и-то тренировочный марафон в парке (март 2016) – это сродни самому тяжелому вызову, но Катя решила, если ты не готова уступить и пробежать меньшую дистанцию – то, давай попробуем. И мы попробовали, 3 месяца тренировок – чаще всего по 6 раз в неделю, первый официальный марафон (трейловый в Финляндии), и вот я в Приэльбрусье.

30 июля, Минеральные воды. Темнота уже успела скрыть от глаз любопытствующих туристов красоту этого края. Весь маршрут от аэропорта до отеля «Альпина», что расположен на 104 километре федеральной трассы Баксан — Азау мы преодолели с ощущением, что красота и величие гор, спрятанные от нас сейчас, та формальная процедура, которую преодолевает каждый, кто сходит с трапа вечернего самолета из Москвы, направляясь к Приэльбрусью. Дальше заселение, минимальный разбор вещей, попытка на пару минут поймать интернет (в моём случае успешная) и сон. Поспать удалось чуть больше трех часов, и, думаю, этого хватило, чтобы восстановиться, говорят, причина – местный воздух. Глаза сами открылись в 6:15. С отговоркой, что силы надо беречь, я провалялась до 7:40 вглядываясь в прямоугольник на потолке – окно, которое намекало – горы рядом и на ближайшую неделю они мои гостеприимные соседи.

Прилететь за неделю до забега – решение важное и правильное, тем более, что получилось попасть на сборы в Trail Running Camp к семье Митяевых и потренироваться бок о бок с другими их спортсменами. Нас было немного, все из разных уголков России, нас объединили любовь к горам и стремление покорить один особенный забег, оставив позади страхи и переживания. Никого из этих ребят я никогда не видела раньше, ничего о них не знала, но за несколько дней совместных тренировок, завтраков-обедов-ужинов, общих лекций, поездок и просто разговоров в холле гостиницы (где был интернет☺), прониклась симпатией ко многим из них.

ivuqys797py

Дни понеслись так, что казалось, этот ураган может свалить с ног любого. Шесть дней на акклиматизацию: мы ждали тяжелых тренировок, например, длительных по горам, но Дима Митяев урезонивал наши попытки полихачить. Мол, будет с вас! Впереди серьезнейший забег, копите силы, впитывайте знания и раскладывайте их по полочкам.

Ежедневные отработки подъемов и спусков многому научили, помогли оценить свою подготовку – моя, например, была почти на нуле, в горку у меня получалось разве что карабкаться. Пульс одновременно отбивал и чечетку, и лезгинку, и кучу других непонятных для меня ритмов, но никак не укрощался – пульсометр показывал разброс от 74 до 202, а я их даже не чувствовала (можно, конечно, погрешить на пульсометр). Но всё это было очень тревожным знаком. Единственное, что меня радовало – это спуски, мчаться с хорошей, по моим субъективным оценкам, скоростью… так, чтобы ветер в ушах звенел, у меня получалось, и это придавало сил. Значит, всё не так плохо.

7bate93vypa

Пока не пересек стартовые ворота, всё можно переиграть, но сомнений в моей голове и в дни перед забегом не звучало, хладнокровие только добавляло решимости, я сделаю всё, для того, чтобы не сойти и замкнуть этот круг – стартовать и финишировать в Верхнем Баксане.

Димины правила, которыми он щедро делился с нами, постепенно оседали в голове, и, кстати, как-то особо звонко отдавались во время забега.

На третий день лагеря нам предстояло от Поляны Азау (2350 метров) прогуляться чуть дальше Кругозора, не доходя до Мира. Медленно но верно мы ускоряли акклиматизацию набрав более 800 метров, полюбовавшись красотами и спустившись к отелю, я так и не почувствовала, обещанных сложностей, может повезло, звучало тогда в голове. Далее самое тяжелое – не сорваться: не травмироваться, кушать и отдыхать, почти два дня в горизонтальном положении – лучшая подводка в забегу.

Мой план на дистанцию был предельно ясен: никаких резких рывков в горку, всё ровно, полный контроль по пульсу, не превышать 156 ударов на первом подъеме, 152-153 – на втором и набирать до 158 на третьем, спуски аккуратно отрабатывать, но на максимуме. Питание было вынесено в отдельную категорию, ему мы заранее уделили много внимания, часть гелей и изотоник я привезла из Москвы, плюс тренеры добавили гели в качестве подарка; шоколадки, мармелад и печенье закупала уже на месте. Предполагалось, что я должна что-то поедать каждые 25-30 минут, из расчета на контрольные (максимум) 14 часов  в мой беговой рюкзак был отправлен целый пакет провизии, не забываем об обязательной экипировке (к которой из-за моей несобранности добавились ещё и лишние вещи), плюс литр воды на старте – в итоге у меня за спиной оказалось, наверное, около пяти кило.

tpi9fm4wtok

Ночь накануне. Три раза пересчитав всю необходимую экипировку, удалось прилечь, но не уснуть, в 1:00 будильник известил о том, что надо вставать, немного еды – мюсли с водой и что-то ещё, сейчас уже и не вспомнить, те сборы как в тумане. И в 2:05 я уже на первом этаже, бужу администратора, ищу глазами Лёшу и Диму – из нашей команды, решивших покорить одну и ту же дистанцию. Потом сонный трансфер к месту старта, и вот за 25 минут до сигнала мы в Верхнем Баксане. Нас намного меньше ста, мне в тот момент даже показалось, что всех привезли на одном автобусе: 14 женщин и 47 мужчин. Последние приготовления: закрепляем номера, проходим в стартовую зону. Получая чипы, обмениваемся приветствиями с другими «сумасшедшими», зажигаем фонарики и в путь.

Наша стая мотыльков начинает быстро разлетаться, проходит несколько минут, и мы уже расправляем трекинговые палки, это значит, что один километр позади, далее оставляем за собой и безлюдную деревню. Местные жители крайне равнодушны ко всей этой беговой суете, по крайней мере, в 4 утра. А мы всё выше и выше набираем метр за метром и поднимаемся, озаряя путь светом фонариков. Меня достаточно быстро стали обходить другие бегуны, но я не упорствую, хотя очень хочется показать, что так легко не сдамся. Однако, у сердца, получившего накануне бессонную ночь, своё мнение на этот счет. Тихо пыхня, виток за витком, преодолевая этот серпантин, время от времени оглядываясь, наблюдаю, как рассвет открывает занавес, чтобы мы могли, разделив предвкушение друг с другом (а я ещё и со своей спутницей медведицей Элли вязанным беговым талисманом), полюбоваться горными пейзажами невероятной красоты.

На пятом километре случается неминуемое, моё левое колено начинает высказывать, как может, свои претензии, а это значит, что болеть оно будет теперь уже до конца, и всё это время придется терпеть, корректировать план по ходу дистанции в зависимости от самочувствия. Но это уже не имеет значения, путь держать надо только вперед.

1cucyyhzsi0

Обычная, преимущественно, земляная дорога сменяется каменистой, ещё немного и появляются первые ручьи – позади 6 километров, продолжаю подъём по реке Кыртык, и теперь впереди почти все участники забега. Один пейзаж сменяется другим – мы ныряем в лес и, спустя какое-то время, оказываемся в долине, усыпанной камнями. Природа не пожалела красок и фантазии, чтобы подарить нам такой живой и невероятный пейзаж, как будто из другого мира, прекрасный и далекий от столичный джунглей. Странные чувства возникают при виде того, что перед тобой: на встречу приветственно и игриво несутся потоки воды одни чуть сверху, другие, движимые неведомой силой, мчатся параллельно земле, их то разделяют, то снова соединяют камни, которые позволяют в припрыжку преодолевать метр за метром, и выходить сухим из воды. Забравшись повыше, обойдя коров, которые рано утром уже пасутся среди гор, поддаюсь соблазну и, обернувшись, наблюдаю, как солнце, растворяя облака, теперь уже решительно подглядывает за нами. По дистанции попадаются люди – туристы с палатками, фотограф, но в голове они задерживаются ненадолго, в памяти остается именно эта картина с каскадными водопадами, ручейками и домашними животными. А дальше, всё выше и выше, против течения. Это не конец – это только начало. Одолев эту часть дистанции – достигаем финишную арку, которая значит только одно, я прошла свои первые 11 километров с набором около 1800 метров за 3 часа 30 минут.

Под ногами появляется снег, делаю ещё один небольшой рывок вверх, вслед за другими паломниками, останавливаюсь и наслаждаюсь красотой озера Сылтран с полной высоты одноименного первого подъема, где-то на 3539 метров. Тогда мне казалось, что эта первая победа на дистанции самая сложная, но так было только по незнанию. После набора неминуемо следует возвращение к истокам. Каменистые подъемы – это испытание, но куда большим испытанием будет сыпучий спуск. Накануне прошел дождь и местами склон добавил проблем при прохождении, скользить по грязи то ещё удовольствие. Первые метры в направлении вниз дали понять, что мой лимит истек. Любое прикосновение к ногам отдается болью, я не говорю уже о беге. Каждая мышца напоминает о себе, но ноги не подкашиваются, и уклон дается уверенно в плане скорости, правда, крайне шатко относительно грунта, камни под ногами сыпятся и увлекают за собой, тактика была достаточно простой – форсировать спуск – быстро, но безопасно, почти скатываясь как на горных лыжах.

Чем ниже спускаюсь, тем меньше становлюсь по отношению к горам, которые постоянно дают понять, что я всего лишь маленькая движущаяся точка, но они не давят, а внушают покой и умиротворение.

ncs5ffttb5c

В горах как спуски, так и подъемы – как море или даже океан – не видно конца и края. За первой волной сразу накатывает вторая, тут главное, не захлебнуться от накрывающих тебя эмоций. Когда наблюдаешь относительно ровный участок, начинаешь ликовать, а потом раз – и видишь предупреждающую надпись: «Осторожно! Крутой спуск». Понимаешь, что тебе туда, и снова уходишь вниз с головой.

Соскользнув с крутого края и морально настроившись преодолеть ближайшие несколько метров с подстраховкой руками, начинаю анализировать ситуацию, впереди вижу как минимум троих бегунов. Решаю, что попробую их обогнать, азарт позволяет чуть-чуть забыть про боль в мышцах и колене, да и от красоты, которая открывается перед глазами, даже начинает кружиться голова, думаю, неужели, я смогла, я сделала это? Я здесь?! Или мне это снится? Аккуратно и размеренно начинаю спуск, прорабатывая метр за метром. На встречу мне движется фотограф, она заботливо предостерегает от лихачеств, наблюдая, как я начинаю ускоряться: направляю корпус вперед и почти пикирую, чтобы насладиться мигом безответственности в горах. Всё получается удачно. Крутой спуск переходит в пологий, и тут случается мой первый триумф, совершаю обгон, потом второй, третий – до пункта питания собрала спортсменов восемь, и ещё группы три зевак – туристов, одни даже помогли не сбиться с пути (меня почему-то повело в сторону от разметки), другие – уступили дорогу, не позволив оббегать их по лужам.

Если честно, редкие встречи с людьми – это то, за что ещё может безмерной любовью греть своё сердце в горах интроверт. И все они как на подбор, другие сюда, похоже, не идут. Здорово, что с каждым, кого встречаешь, можно поздороваться, и даже поболтать, если не спешишь, но нам вперед и только вперед, финиш ждет, а секундомер отсчитывает минуты и часы, затраченные на дорогу.

Продолжаю бежать, направление держу по разметке – параллельно реке Мукал по долине реки Кыртык – этот несложный участок до впадения притока Мкяра в реку Субаши на высоте 2482 метров дается легко, возможно, виной тому стало предвкушение пункта питания, расположенного на пересечении трех трасс – первого и такого долгожданного. Караулить и высматривать его я начала ещё с двенадцатого километра, а палатка аж на семнадцатом, и это даже не половина дистанции. Наблюдая природу и ландшафт то сверху, то снизу, на протяжении последних пяти километров пыталась отыскать глазами этот оазис с едой (не для торжественного позднего завтрака, а для того, чтобы поставить ещё одну мысленную галочку в маршруте, нарисованном на руке накануне для удобства), но постоянно терпела фиаско. Здесь ещё трое бегунов отдыхают и набираются сил, удивительно, но никто не торопится завершить трапезу, наслаждаются. В горах на длинной дистанции ПП – это возможность, если что, получить необходимую помощь, а в плане еды он просто приятная формальность, ведь у каждого за спиной провизии часов на десять (как минимум).

Быстро снимаю рюкзак,  кроссовки, вытряхиваю камни, перешнуровываю обувь, съедаю банан, хватаю печенье, вы даже не представляете, какими вкусным оно тогда показалось, устремляюсь вперед.

Травянистый подъем, хуже него могут быть только сыпучие камни, дается достаточно тяжело, пока я стараюсь его хоть как-то пройти, упускаю четырех человек, они нагнали меня ещё до выхода на дорогу, то есть меньше чем за километр. Следующий далее слишком пологий подъем – долгий и нудный не позволяет разбежаться, формируя ощущение собственного ничтожества. Думаю, что я оказалась на самом сложном для себя участке, который накрывал чувством безысходности и легкой дезориентации. Визуально ровная и простая дорога превратилась в несколько каторжных километров. Чтобы хоть как-то себя воскресить, начинаю смотреть по сторонам, конечно, порадовала работа организаторов – четкая разметка, таблички с километражем, приятно ощущать, что над дистанцией колдовали по полной. Ещё немного и наши пути с марафонцами разошлись, новая табличка известила о начале исключительно ультрамарафонского отрезка.

Следую параллельно реке Субаши, против течения, к истокам до 2877 метров, чтобы осмотреться по сторонам и продолжить набор. Сложно передать словами всю магию Приэльбрусья, красоту и великолепие природы, которая радушно встретила и подпитывала в моменты отчаяния, не позволяя уходить в себя.